Чешские авто времен социализма
04-02
660
Статья про авто Чехии времен строительства социализма: вехи истории чешского автопрома, модели, фото. В конце статьи — видео о чешском автопроме времен СССР.
Содержание статьи:
Авто индустрия Чехословакии развивалась в прошедшем веке достаточно активно, не уступая автопрому Германии и Австрии. Социалистический строй оказал благотворное воздействие на судьбу чехословацкой автомобилестроения, содействуя бурному росту и известности в соцстранах.
Автотранспорт Чехословакии представлен был 10 большими производителями, из которых более увлекательны:
Skoda;
Tatra;
Praga;
Avia;
Liaz;
Karosa;
МТХ.
Skoda
На фото: древняя реклама Шкоды
Переход Чехословакии в лагерь соцстран никак не воздействовал на лидирующем положении предприятия. К моменту окончания войны Skoda соответствовала европейским соперникам по уровню развития технологий, но по прошествии пятнадцати лет отставание стало очевидным.
Но патриотичные чехи как и раньше обожали российские авто: Felicia, Spartak, Octavia и Tudor ценились как на внутреннем авторынке, так и в других странах соцблока. В Чехословакии, чтоб приобрести машину, приходилось ожидать собственной очереди до восьми лет!
На рубеже 70-х годов прошедшего столетия заднемоторные и заднеприводные версии Skoda начали уступать нашим «Жигулям», а к 80-м годам, невзирая на ряд модернизаций, выглядели морально устаревшими, несмотря на пылкую и патриотичную любовь чехов к «эмбечкам» (МВ1000).
Разработанная новинка Favorit 100 30 6 в корпусах хэтчбек и универсал, выставленные Skoda в одна тыща девятьсот восемьдесят семь году, оказалась на удивление конкурентоспособной в социалистическом лагере. Почти во всем таковой «прорыв» был обоснован начавшимся распадом Чехословакии на два независящих страны.
Приумножая заслуги Skoda, правительство страны заключило контракт о совместных проектах с Фольксваген. Равномерно долевое роль Чехии уменьшалось, и в конечном итоге Skoda стала всецело германской собственностью (2000 год).
Tatra
На фото: легковая Татра
Tatra ведет свое начало с середины XIX века, производя тогда брички и коляски, потом – жд вагоны. Большая популярность машин этого бренда — почти во всем награда профессионального автоинженера Ганса Ледвинка, смогшего воплотить ряд необычных мыслях, приметно отличавших авто его конторы от всех других:
он установил раму-хребет заместо стандартных лонжеронов;
сделал подвеску из находящихся в движении полуосей и недвижной поперечной рессоры.
Разработки велись, кроме легковушек, и над созданием грузового автотранспорта. В конечном итоге компания производила как легкие грузовики в одну тонну весом, так и трехосные полуторатонные модели с колесами 6х4.
С периода после войны и до одна тыща девятьсот 50 два года Tatra продолжала выпуск вагонов и десятитонных грузовиков с колесной формулой 6x6 Tatra-111R, символизирующих новейшую жизнь чехословацкого автопрома.
В особенности выделялась двухосевая модель T805 с полным приводом и двигателем внутреннего сгорания от правительственного авто T603.
Популярность пришла к модели стараниями журналистов и путников – Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, отправившихся на паре экспериментальных, специально оснащенных машинах в протяженное автопутешествие по маршруту от Близкого Востока через Европу в Азию.
На фото: Татра 805
В 1960-е годы спецы Tatra договариваются о единой трехосной платформе с полным приводом, которой с этого момента оснащаются все грузовики этой компании.
Вопреки тенденции отставания соцстран в техническом развитии, грузовые машины поражали воображение синхронизированной коробкой, межосевыми дифференциалами, необычной рамной конструкцией.
В конечном итоге Tatra стала поставлять в период социализма автомашины в 5 10-ов государств.Новенькая версия Т восемьсот тринадцать 8х8 Kolos обзавелась 4-мя ведущими осями и 12-цилиндровым дизелем, охлаждающимся воздушным методом. Красивый ход инженерной мысли чехословацких профессионалов подтверждался внедрением необыкновенной коробки, имеющей 20 передач фронтального хода и четыре задних.
Сначала 70-х годов ХХ века Tatra занимает место основного производителя огромных грузовиков. К одна тыща девятьсот восемьдесят три году модельный ряд изменяется, на 1-ый план выходят современная разработка – Т815. Она подразумевала неограниченное количество вариантов грузового транспорта с разными колесными формулами при унифицированной платформе и единой сборкой мотора, который различался бы только по числу клапанов.
На платформе восемьсот пятнадцать модели выпускались сотки вариантов самосвалов на больших колесах, седельных грузовиков, шасси для стройтехники. Известны были эти грузовики и в СССР.
Раллийная версия модели с фуррором выступала на специализированных соревнованиях, в том числе на престижной гонке Париж-Дакар, попадая в число фаворитов.
Компания Tatra также выпускала и легковушки. 87-я модель, ведомая неугомонными Ганзелкой и Зикмундом, направились покорять Африканский материк и Америку, популяризируя чехословацкий автопром.
Последующей в легковой плеяде автомобилей под знаком Tatra явилась «Tatraplan» — машина бизнес класса, предназначенная для обеспечения нужд высших партийных управляющих государств социалистического блока.
Следом за ней разработали 603-ю модель, сохранившую отличные аэродинамические характеристики обтекаемого кузова и снаряженную воздушным мотором, также независящими подвесками.
На фото: Татраплан
Последней «социалистической» легковушкой оказалась модель 613, почти во всем приобретшая стильную современную наружность благодаря итальянскому кузовному ателье, выполнившему дизайн внешнего вида.
Предназначалась машина для партийной элиты и поставлялся в другие страны соцблока, в том числе в СССР. В плане технической оснащенности 600 тринадцать на голову превосходил собственных предшественников.
Модель «умерла» вкупе со государством. Чехи пробовали оживить выпуск 600 тринадцать модели, доработав ее и переименовав, но стремительно сообразили, что автомобиль неконкурентоспособен. Ведь страны соцлагеря больше не были едиными, а новые рынки Европы предъявляли другие, высочайшие требования к поставляемой продукции.
Praga
На фото: грузовик Прага
В маленький стране все производители грузовых машин так либо по другому пересекались, идеи витали в воздухе.
Потому любая марка автомобилей вошла в социалистический период истории с уже неплохим припасом прочности и послужным перечнем.Автопредприятие Praga появилось сначала ХХ века, выпуская поначалу легковые автомашины, а потом переориентировавшись на выпуск трамваев в составе концерна CKD.
В период войны завод ориентировался на выполнение германских заказов, а послевоенное мирное время повстречал в руинах, разбомбленный союзной авиацией. Ничтожные остатки завода перевезли под крыло Aero — другого авто- и авиапроизводителя, попутно переименовав.
Под эгидой новосозданного завода имени Готвальда сошел с сборочного потока известный вэдовый грузовик «Прага» на 3-х осях с татровским движком на дизтопливе, применяемый в разных областях народного и военного хозяйств. Выпуск его не прекращался 30 лет.
На рубеже 1960-х годов Praga оказалась в составе концерна Avia, равномерно разделяясь на филиалы. Ведущее предприятие в Лентянах продолжало выпуск грузовиков, а Высочанское создание переориентировали на выпуск трансмиссий для чехословацкой автомобилестроения.
Середина 80-х годов, незадолго до окончания периода социалистического строительства, ознаменовалась разработкой колесного гиганта Univerzalni Vozidlo, способного работать как с прицепным, так и навесным оборудованием, выполняя огромное количество функций, подобно германскому Унимогу.
Avia
На фото: грузовик Авиа
Грузовые авто конторы Avia были очень всераспространены в СССР. Начиналась Avia с маленький авиационной мастерской, сделанной в одна тыща девятьсот девятнадцать году.
После капитуляции Германии пришло мирное время, компания использовала мощности Лентянского завода для производства 7-тонных грузовых машин Skoda и одноименных автобусов. Туда же переехало в конце 1950-х годов автопредприятие Praga.
Новый толчок в развитии произошел в одна тыща девятьсот шестьдесят семь году, когда удалось заключить контракт с компанией SAVIEM (Франция). Он подразумевал активное роль французов в налаживании на чехословацком заводе выпуска грузовиков серии SG2 (грузоподъемность — полторы тонны) и SG4 (грузоподъемность — три тонны).
К рубежу 1970/80 годов грузовой транспорт Avia выпускался только на конвейере в Лентянах, более не завися от французской компании. Грузовики намедни распада социалистического блока подверглись модернизации, повлекшей за собой повышение объема мотора. На заводе раз в год выполнялось порядка пятнадцать тыщ машин, предназначавшихся на экспорт социалистическим соседям.
1986 год ознаменовался тем, что Avia вошла в концерн, объединивший Praga, Дачешский машиностроительный завод и BSS.
Сделанные на местности Лентяновского завода шасси использовались на других заводах для сборки спецтехники. Как досадно бы это не звучало, в одна тыща девятьсот восемьдесят восемь году концерн закончил существование.Liaz
На фото: Лиаз на трассе Париж-Дакар
В послевоенное время в Чехословакии произошел суровый переезд заводов по производству грузового автотранспорта, создав условия для вхождения на рынок марки Liaz.
Передислоцировав автозавод Praga под крыло Avia, грузовой транспорт Skoda перебрался в Либерцы. Параллельно велась реконструкция малых компаний сопутствующего автомобилестроению профиля.
Они все стали составными частями большущего завода AZNP с головной конторой во Млада Болеславе, образовав единое общество Либерецких авто заводов (Liaz).
Заглавие Skoda на производимых грузовиках равномерно сошло на нет, получив новое имя – Liaz. С новым брендом для уже испытанной техники чехи намеревались покорять западный рынок, но продукция там оказалась невостребованной, зато ее «с руками» отрывали восточные соседи, в том числе Русский Альянс.
Лиазовские грузовики воспользовались популярностью, не один раз участвуя в имиджевом ралли по маршруту Париж-Дакар. Но разрушение социалистического лагеря чувствительно стукнул по производству, а распад Чехословакии совсем добил создание.
Karosa
На фото: автобус Karosa
Еще в последние годы XIX века мастерская по выпуску каретных экипажей Sodomka воспользовалась известностью как не плохое кузовное ателье. В 1920-е годы оно разрабатывало и выпускало кузова для всех ведущих автопроизводителей страны — Aero, Tatra, Praga, Skoda, в числе его заказчиков отметились даже Мерседес, Duesenberg и другие автоконцерны.
После пришествия мира в Европе ателье переименовали в фирму Karosa, которая намеревалась выпускать автобусы всех моделей.
Исключением из правил стал только правительственный спецавтомобиль с бронированным покрытием — Skoda VOS, над созданием и выпуском которого трудились спецы всей чешской автомобилестроения.
Мотор для специального лимузина изготавливала Praga, ходовую часть собирали на Skoda, интерьером салона занималась Tatra, а весь автомобиль собирали из составных частей воедино на Karosa.
Автобусы Karosa бегали по дорогам Русского Союза с 1950-х годов. Тогда это были рамные модели 706RO, снаряженные движками Skoda.
В 1970-е годы автопроизводство на Karosa подверглось полной реконструкции, старенькые цеха пришли в негодность, а рядом с ними смогли выстроить новый завод. Такая глобальная перестройка дозволила предприятию резко повысить уровень применяемых технологий, создавая новое поколение автобусов.
Распад страны на Чехию и Словакию с нарушением всех налаженных промышленных цепочек нанес Karosa сокрушительный удар.
Качество выпускаемой продукции усугубилось, а количество собираемых автобусов резко свалилось.Только вовремя подписанные договоры с Рено дозволили чехам остаться на плаву, а позже и обновить с помощью французов линейку моделей.
MTX
На фото: Metalex
Кроме раскрученных брендов для грузовых и легковушек, в Чехословакии выпускались еще спецавтомобили и спортивные модели под маркой Metalex либо, по-иному, МТХ.
Создание инициировалось личными инвестициями, с трудом вписываясь в рамки социалистической системы. Единственной лазейкой, позволявшей собирать спортивные машины, было членство MTX в Чешском мотоспортивном клубе.
Заключение
Большая часть чехословацких автопроизводителей, нацеленных на внутреннего потребителя и страны социалистического лагеря, не смогли пережить крах системы и распад страны, сойдя на нет либо растворившись в европейских концернах.
Основным автобрендом Чехии на сей день выступает Skoda, производя более 60% от транспорта страны. На местность Чехии с энтузиазмом посматривают большие игроки на авторынке — Citroen, Хэндэ, Peugeot и Тоета, заинтригованные в производственных мощностях страны, ведь в ней четверть всего сектора индустрии до сего времени составляет автопромышленность.
Видео о чешском автопроме времен СССР:
Другие статьи создателя:
Автоновости в мире
Статья про авто Чехии времен строительства социализма: вехи истории чешского автопрома, модели, фото. В конце статьи — видео о чешском автопроме времен СССР.
Достойные внимания статьи:
две тыщи восемнадцать –
Безусловно, не забывайте про то, что надо купить зимние колеса в спб, которые разрешено отобрать для ледяной весны, и это быть может отличные летние колеса. Для весны рекомендуем купить летние покрышки. Вероятно при условии,что вы возжелаете эксплуатировать шины на джипах, то купить лучше резину артикула Sport Utility Vehicle в магазине шин с низкими ценами "Колесо". Безусловно, помните о резине, которую не запрещается облюбовать для зимы, и это должно быть новые всесезонные колеса. Для зимы рекомендуется купить новые колеса. В прочем Разве что, вы хотите использовать покрышки на легковых автомобилях, то купить лучше шины направления "Спортивно Улитарного автомобиля" в магазине шин с лучшими ценами "Зеленая шина".